Оказание первой доврачебной помощи при коллапсе

Коллапс
(лат. «collapses»
– внезапно падать, ослабевающий) — более
тяжелая форма острой сосудистой
недостаточности, под которой в настоящее
время подразумевают клинические
проявления острого снижения АД, не
противопоставляя его обмороку и шоку.
Значительная часть крови перераспределяется
в расширенные сосуды брюшной полости,
отчего объем циркулирующей крови
уменьшается.

Это вызывает недостаточное
кровоснабжение отдельных органов и
тканей, их кислородное голодание.
Появляются резкая слабость, чувство
холода, апатия, адинамия, сознание
сохранено, иногда несколько затемнено.
Черты лица заострены, глаза ввалившиеся,
зрачки расширены, вяло реагируют на
свет, тургор кожи резко понижен, конечности
холодные, кожа и слизистые оболочки
бледные, тахикардия, пульс мягкий,
нитевидный, АД низкое, вены спадаются,
особенно на шее, дыхание частое,
неправильное, поверхностное.

Лечение
должно быть неотложным. Больному придают
горизонтальное положение с приподнятым
ножным концом постели. К больному
приглашается врач. В зависимости от
этиологического фактора проводят
дезинтоксикационную терапию, остановку
кровотечения и др. В вену капельно вводят
гемодез, полиглюкин, реополиглюкин,
мезатон (1% — 2 мл), норадреналин (0,2% — 1мл),
кордиамин (1-2 мл), кофеин (10% — 1-2 мл). При
отсутствии эффекта в вену вводят 60-90 мг
преднизолона. Проводится интенсивная
оксигенотерапия.

Манипуляция №.28

“Технология
проведения туалета полости носа”.

Цель:
соблюдение личной гигиены пациента,
предупреждение нарушения носового
дыхания;

Показания:
тяжёлое
состояние пациента, постельный режим,
наличие выделений из полости носа;

“Технология
ухода за полостью рта”.

Цель:
соблюдение личной гигиены пациента,
предупреждение развития воспалительных
и гнилостных процессов в полости рта;

Показания:
тяжёлое
состояние пациента, постельный режим
(пациент в сознании);

Оказание первой доврачебной помощи при гипогликемической коме

Гипогликемия
– состояние организма, вызванное резким
снижением уровня глюкозы крови и
недостаточным обеспечением глюкозой
клеток центральной нервной системы.
Наиболее тяжелое проявление
гипогликемического состояния —
гипогликемическая кома.

Клиническая
симптоматика гипогликемической комы
сопровождается отсутствием сознания.
Сухожильные и периостальные рефлексы
повышены. Тонус глазных яблок тоже
повышен, зрачки расширены. Кожные покровы
влажные, температура тела нормальная
или слегка повышена. Дыхание обычное,
запах ацетона, как правило, отсутствует,
Тоны сердца могут быть усилены, пульс
учащен, артериальное давление повышено
или нормальное.

Лечение.
Для купирования гипогликемического
состояния достаточно приема пищи,
входящей в обычный рацион питания
больного, содержащей много углеводов
(булка, каша, картофель, кисель). Либо
необходимы дополнительно легкоусвояемые
углеводы (сладкий чай, фруктовый сироп,
компот, конфеты, варенье). Как правило,
быстрый прием пищи, содержащий сахарозу
и фруктозу, позволяет предотвратить
прогрессирование гипогликемического
состояния.

Лечение
собственно гипогликемической комы
проводится в реанимационном отделении.
Лечение начинается со струйного
внутривенного введения 80-100 мл 40% раствора
глюкозы.

Оказание первой доврачебной помощи при анафилактическом шоке

Анафилактический
шок
– угрожающее жизни состояние, одно из
самых тяжелых проявлений острой
аллергической реакции. Возникает чаще
всего после введения антибиотиков,
также лечебных сывороток, рентгеноконтрастных
веществ и др. Основные признаки: чувство
стеснения в груди, удушье, головокружение,
головная боль, беспокойство, резкая
слабость, ощущение жара в теле, возникающие
сразу после введения препарата.

постановка стерильного урологического катетера

В тяжелых
случаях к этим признакам присоединяются
симптомы коллапса. Коллапс может
сочетаться с потерей сознания, иногда
развивается коматозное состояние. В
таких случаях смерть может наступить
через несколько минут после появления
первых симптомов анафилактического
шока. Более легкими проявлениями
анафилактической реакции могут быть
обморочные состояния, зудящие высыпания
на коже типа крапивницы, возникающие
через 20-40 мин после введения лекарств.

Лечебные
мероприятия при анафилактическом шоке
должны проводиться немедленно по
выявлении первых его симптомов,
одновременно необходимо срочно вызвать
врача!

В
процедурных кабинетах, на сестринских
постах, в пунктах неотложной помощи
необходимо иметь специальный набор
медикаментов и инструментария для
экстренной терапии анафилактического
шока.

ПОДРОБНОСТИ:   Городской урологический центр. Поликлиника №7 БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая поликлиника № 7"

Первая
помощь.
Начинают терапию с внутривенного
введения 1мл 0,1% раствора адреналина или
1 мл 0,2% раствора норадреналина и
одновременного 60 мг преднизолона. При
несомненном диагнозе указанные средства
вводят до прихода врача. Последующая
терапия включает капельное внутривенное
введение 1-2 мл 0,2% раствора норадреналина
и 100 мг преднизолона (или 12 мг дексаметазона)
на 100-200 мл изотонического раствора
хлорида натрия или на 400 мл полиглюкина.

Оказание первой доврачебной помощи при приступе бронхиальной астмы

Бронхиальная
астма
– заболевание чаще всего аллергической
природы, характеризующееся приступами
удушья, обусловленными спазмом мускулатуры
бронхов и отеком их слизистой оболочки.
Приступ возникает внезапно в любое
время суток, проявляется затруднением
дыхания, преимущественно выдоха,
появлением свистящих музыкальных
хрипов, слышимых на расстоянии.

Положение
больного вынужденное – он сидит или
стоит, опираясь руками о подоконник,
кровать, спинку стула и т.д., дыхание
учащено, кашель сопровождается отделением
вязкой стекловидной мокроты, которая
отходит с трудом. Приступ удушья длится
от нескольких минут до нескольких часов.
В особо тяжелых случаях развивается
так называемый астматический статус,
при котором приступ удушья продолжается
несколько суток, либо тяжелые приступы
удушья следуют один за другим с короткими
промежутками.

Первая
помощь.
Широко применяется введение
бронхорасширяющих средств с помощью
карманных ингаляторов. Больной, длительно
страдающий бронхиальной астмой, как
правило, знает, какое из указанных
средств лучше снимает приступ. По
назначению врача внутривенно вводят
10 мл 2,4% раствора эуфиллина.

ОКАЗАНИЕ
ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ СТЕНОКАРДИИ

Стенокардия
– приступ сжимающей боли за грудиной
или слева от неё, возникающий при
физической нагрузке (стенокардия
напряжения) или в покое (стенокардия
покоя). Боль обычно длится 2-10 мин, иногда
до 20 мин, и снимается нитроглицерином.

Для
снятия
приступа
нужно дать больному 1 таблетку
нитроглицерина под язык. Препарат обычно
снимает боль в течение 2-3 минут. При
отсутствии эффекта в течение 5 минут
нитроглицерин в той же дозе следует
дать повторно. Надо предупредить
больного, что иногда прием нитроглицерина
вызывает головную боль, бояться которой
не следует. Надо разъяснить больному,
страдающему стенокардией, необходимость
всегда иметь при себе нитроглицерин.

Оказание первой доврачебной помощи при гипертоническом кризе

Гипертонический
криз–
приступ резкого повышения артериального
давления с усилением головной боли,
головокружением, тошнотой, рвотой.
Гипертонический криз осложняет течение
артериальной гипертензии и может
сопровождаться преходящими нарушениями
мозгового кровообращения, ухудшением
зрения, кратковременными парезами,
нарушением речи.

Неотложная
помощь: немедленно
вызвать врача, измерить артериальное
давление, уложить больного в постель с
приподнятым изголовьем, обеспечив ему
полный физический и психический покой,
обеспечить доступ свежего воздуха,
можно поставить горчичники на затылок
и икроножные мышцы или сделать горячие
ножные ванны и тепловые ванны для рук,
холодный компресс к голове, приготовить
необходимые лекарственные средства
(дибазол, MgSO4,
клофелин и др.).

Приложение
1

Требования к оформлению дневника производственной сестринской практики по пропедевтике внутренних болезней

производственной
сестринской практики

по
пропедевтике внутренних болезней

студента
III
курса ________ группы

____________________
факультета

Фамилия
_____________________


Имя
_________________________

Отчество_____________________

______________________________

(место
прохождения практики)

Время
прохождения производственной практики

Катетеризация мочевого пузыря у мужчин, техника

с
«_____» _________________ г.

по
«_____» __________________г.


Дифференцированный
зачет (оценка, дата) __________

Экзаменаторы
_________________ __________

Ф.И.О.
подпись

_________________
__________

Ф.И.О.
подпись

Катетеризация мочевого пузыря у мужчин, техника

Гомель

  1. в
    начале дневника дать характеристику
    базового отделения терапевтического
    профиля;

  2. фиксировать
    работу в течение дня с ее точным
    описанием, отображать личное участие
    в лечебном и диагностическом процессах;

  3. заполнять
    дневник ежедневно, указывать фамилии,
    инициалы больных, характер и количество
    проведенных лечебных и диагностических
    манипуляций и процедур;

  4. фиксировать
    также и другие виды работ
    (санитарно-просветительную,
    учебно-исследовательскую, прохождение
    дежурств т.д.);

  5. дневник
    должен быть ежедневно подписан старшей
    медицинской сестрой отделения;

  6. в
    конце дневника студент пишет отчет о
    производственной практике, подводит
    итог по овладению практическими
    навыками, заполняет все разделы дневника.
    К отчету прилагается реферат по теме
    УИРС и текст беседы (санбюллетеня) по
    санитарно-просветительной работе;

  7. итоговый
    отчет подписывается студентом, старшей
    медицинской сестрой отделения;

  8. дневник
    завершается характеристикой работы
    студента во время производственной
    практики, которую подписывают главный
    врач базового лечебного учреждения,
    непосредственный руководитель практики
    и закрепленный преподаватель от кафедры.
    Характеристика заверяется печатью
    базового лечебного учреждения;

  9. оценка
    за практику выставляется в зачетную
    книжку студента и ведомость после сдачи
    студентом дифференцированного зачета.

ПОДРОБНОСТИ:   После удаления аденомы простаты: жизнь, восстановление и реабилитация

Отчет о производственной практике

Тема
реферата

Научно-практическая
конференция

Подпись
студента

Дата

Место

проведения

Кол-во

присутств.


Старшая
медицинская сестра
___________ ________________

подпись
Ф.И.О.

Ф.И.О.
студента
_______________________________________________________________

________
курса __________
группы_____________________________________факультета


п/п

Наименование
манипуляций и процедур

Минимум

Выполнено

1

2

3

4

1.
Работа в приемном отделении

1

Санитарная
обработка больных

5

2

Антропометрические
измерения (рост, масса тела)

10

3

Транспортировка
больных (на каталке, носилках)

3

4

Заполнение
медицинской документации:

оформление
титульного листа медицинской карты,
статистической карты, журнала
регистрации больных.

5

2.
Работа в терапевтическом отделении

5

Смена
постельного белья.

3

6

Смена
нательного белья

3

7

Туалет
кожи туловища

5

8

Туалет
лица

2

9

Туалет
полости рта

2

10

Промывание
глаз

2

11

Закапывание
капель в глаза

2

12

Закладывание
за веки мази

2

13

Туалет
носовых проходов

2

14

Закапывание
капель в нос

2

15

Туалет
кожи ушных раковин

2

16

Закапывание
капель в ухо

2

17

Расчесывание
больных

3

18

Кормление
больных

5

19

Измерение
температуры тела

35

20

Определение
частоты дыхания

35

21

Определение
частоты пульса

35

22

Измерение
артериального давления

20

23

Подача
подкладных суден

3

24

Наложение
компрессов

2

25

Постановка
клизм

3

26

Предстерилизационная
обработка мединструментария

5

27

Выполнено
подкожных инъекций

5

28

Выполнено
внутримышечных инъекций

20

29

Выполнено
внутривенных инъекций

10

30

Выполнено
внутрикожных инъекций

5

31

Участие
в реанимационных мероприятиях
(искусственное дыхание и непрямой
массаж сердца)

1

32

Участие
в промывании желудка

1

33

Определение
группы крови

5

34

Забор
крови из вены для лабораторных
исследований

5

35

Сбор
мочи для лабораторных исследований

5

36

Сбор
кала для лабораторных исследований

5

37

Сбор
мокроты для лабораторных исследований

5

38

Подготовлено
больных к рентгенологическому
исследованию органов брюшной полости

4

39

Участие
во взятии желудочного содержимого

1

40

Участие
в дуоденальном зондировании

1

41

Участие
в выполнении общего анализа крови

2

42

Участие
в выполнении общего анализа мочи

2

43

Проведено
бесед, выпущено санитарных бюллетеней

1

44

Ночных
дежурств (количество/часы)

2
/24

Студент
____________
________________

подпись
Ф.И.О.

Старшая
медицинская сестра ___________
________________

подпись
Ф.И.О.

Научно-методическое
обоснование производственной

сестринской
практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Цель
производственной сестринской практики
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Задачи
производственной сестринской практики
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Метод
реализации программы производственной
сестринской практики . . . . . . . . . . 3

План
прохождения студентами производственной
сестринской практики . . . . . . . . . 3


Расчет
рабочего времени на рабочий день . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Общие
методические указания по организации
производственной

сестринской
практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Работа
студентов в отделениях больницы . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Учебно-исследовательская
работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .7

Санитарно-просветительная
работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .8

Подведение
итогов практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8


Перечень
практических навыков по производственной

сестринской
практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Перечень
вопросов для дифференцированного зачета

по
производственной сестринской практике
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Различают
следующие основные методы исследования
мочи.

  • определяют
    цвет, прозрачность, запах, реакцию,
    относительную плотность;

  • проводят
    микроскопию осадка, составляющими
    которого выступают форменные элементы
    — эритроциты, лейкоциты, эпителиальные
    клетки, цилиндры, а также кристаллы и
    аморфные массы солей;

  • осуществляют
    химический анализ на выявление белка,
    глюкозы, кетоновых тел, билирубина и
    уробилиновых тел, минеральных веществ.

Методика приготовления реактивов для постановки пробы

4.3.1.
Азопирамовая
проба.

4.3.1.1.
Приготовление исходного раствора. Для
приготовления 1 л (дм3)
исходного раствора азопирама отвешивают
100 г амидопирина и 1,0-1,5 г солянокислого
анилина, смешивают их в сухой мерной
посуде и доводят до объема 1 л (дм3)
95% этиловым спиртом. Смесь тщательно
перемешивают до полного растворения
ингредиентов.

Исходный
раствор азопирама следует хранить в
плотно закрытом флаконе в темноте.
Допустимый срок хранения исходного
раствора азопирама составляет: при
температуре 4оС
(в холодильнике) – 2 месяца; при комнатной
температуре (20оС)
– не более 1 месяца. Умеренное пожелтение
исходного раствора без выпадения осадка
в процессе хранения не снижает рабочих
свойств раствора.


4.3.1.2.
Приготовление реактива азопирама. Перед
постановкой пробы готовят реактив
азопирам, смешивая равные объемные
количества исходного раствора азопирама
и 3% раствора перекиси водорода.

ПОДРОБНОСТИ:   Частые вопросы по урологии

Реактив
азопирама можно хранить не более 2 часов.
При длительном стоянии может появиться
спонтанное розовое окрашивание реактива.
При температуре выше 25оС
раствор розовеет быстрее, поэтому его
необходимо использовать в течение 30-40
мин. Не следует подвергать проверке
горячие инструменты, а также хранить
реактив азопирам на ярком свету и вблизи
нагревательных приборов.

В
случае необходимости пригодность
реактива азопирам проверяют следующим
образом: 2-3- капли реактива наносят на
пятно крови. Если не позже, чем через 1
мин появляется фиолетовое окрашивание,
преходящее затем в сиреневый цвет,
реактив пригоден к употреблению; если
окрашивание в течение 1 мин не появляется,
реактивом пользоваться не следует.

Контролируемое
изделие протирают марлевой салфеткой,
смоченной реактивом, или наносят 2-3
капли реактива на изделие с помощью
пипетки.

В
шприцы вносят 3-4- капли рабочего раствора
реактива и несколько раз продвигают
поршнем для того, чтобы смочить реактивом
внутреннюю поверхность шприца, особенно
места соединения стекла с металлом, где
чаще всего остается кровь; реактив
оставляют в шприце на 1 мин, а затем
вытесняют на марлевую салфетку.

Качество
очистки катетеров и других полых изделий
оценивают путем введения реактива
внутрь изделия с помощью чистого шприца
или пипетки. Реактив оставляют внутри
изделия на 1 мин, после чего сливают на
марлевую салфетку. Количество реактива,
вносимого внутрь изделия, зависит от
его величины.

Приготовление
и подача грелки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38

Приготовление
и подача пузыря со льдом . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38


Общая
характеристика путей введения
лекарственных

средств
в организм больного. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

Наружные
пути введения лекарственных средств.

Применение
мазей, растворов, порошков и пластырей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Энтеральный
путь введения лекарственных препаратов
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Парентеральный
путь введения лекарственных средств.

Разновидность
шприцев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41


Проведение
пробы на качество очистки шприцев и игл

от
крови и моющего раствора.. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

Набор
лекарственного раствора из ампулы . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Набор
лекарственного вещества из флакона.. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Правила
разведения антибиотиков . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43


Особенности
введения бициллина, масляных растворов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Выполнение
внутрикожных, подкожных, внутримышечных
и внутривенных

инъекций,
внутривенных инфузий лекарственных
веществ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

«Инструкция
по выполнению инъекций и внутривенных

инфузий
в условиях лечебно-профилактических
учреждений»

(утверждена
Министерством здравоохранением
Республики

Беларусь
от 23.03.99 г. рег. .№ 40-9003). . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 44


Общие
сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 44

Выполнение
инъекций в условиях лечебных учреждений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46

Внутривенное
капельное введение жидкостей

при
помощи системы однократного применения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

Заключительный
этап выполнения

парентеральных
манипуляций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

Примечание
(ко всему тексту инструкции) . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

Методика
забора крови для исследования. . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50


Способы
временной остановки кровотечения.

Наложение
кровоостанавливающего жгута на конечности
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Определение
групп крови по системе АВО при переливании
крови

и
ее компонентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.53

Взятие
кала для исследования. Подготовка
больного

для
исследования кала на скрытую кровь . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

Литература

  1. Гребенев,
    А.Л.. Основы общего ухода за больными:
    Учебное пособие. / А.Л. Гребенев, А.А.
    Шептулин. – М.: Медицина, 1991. – 256 с.

  2. Мурашко,
    В.В.. Общий уход за больными: Учебное
    пособие. / В.В. Мурашко, Е.Г. Шуганов, А.В.
    Панченко– М.: Медицина, 1998. – 224 с.

  3. Мухина,
    С.А. Общий уход за больными. / С.А. Мухина,
    И.И. Тарновская. – М.: Медицина, 1989. –
    326 с.

  4. Мурашко,
    В.В. Электрокардиография. / В.В. Мурашко,
    А.В. Струтынский. — М.: Медицина, 1996. –256
    с.

  5. Неотложные
    состояния: диагностика, тактика, лечение:
    Справ. для врачей. / под ред. Г.А. Шершень.
    – 2-е изд. – Минск: Беларусь, 1998. – 574 с.

  6. Общий
    уход за больными и основные манипуляции
    среднего медицинского персонала:
    Учебно-методическое пособие / под ред.
    Н.Е. Федорова. – Витебск, 2000. – 87 с.

  7. Практические
    навыки терапевта: Практ. пособие для
    мед. ин-тов / под ред. Г.П. Матвейкова. –
    Минск: Вышэйшая школа, 1993. – 656 с.

  8. Справочник
    медицинской сестры по уходу. / под ред.
    Н.Р. Палеева. – М.: Медицина, 1989. – 525 с.

  9. Юпатов,
    Г.И. Общий уход за больными (терапия):
    Учебное пособие / Г.И. Юпатов, Э.А. Доценко,
    В.В. Ольшанникова.– Витебск, 2007. – 191 с.