О направлении Методических рекомендаций по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах

Норматив
объема СМП:1
бригада на12-12,5 тыс. населенения.

форма N 109/у-09 «Журнал
записи вызовов службы скорой (неотложной)
медицинской помощи»

форма N 110/у-09 «Карта
вызова бригады скорой (неотложной)
медицинской помощи»

форма «Приложение
к карте вызова бригады скорой (неотложной)
медицинской помощи при проведении
реанимационных мероприятий»

форма «Приложение
для психиатрической бригады к карте
вызова бригады скорой (неотложной)
медицинской помощи»

форма N 114/у-09
«Сопроводительный лист бригады скорой
(неотложной) медицинской помощи»

форма N 118/у-09 «Журнал
передачи информации о пациенте в
амбулаторно-поликлиническую организацию
здравоохранения»

форма N 115/у-09
«Дневник работы службы скорой
(неотложной) медицинской помощи»

Показатели,
характеризующие деятельность службы
скорой и неотложной медицинской помощи
(СНМП)


1.
Время ожидания начала обслуживания (в
мин.)

2.
Госпитализация больных (% от числа
направленных)

3.
Успешная реанимация (случаев на 100 тыс.
населения)

4.
УК (уровень качества) ― % к стандарту.

5.
Количество выездов.

6. Летальность при
позднем доезде (случаев на 10 тыс. вызовов)

7.
Повторные выезды по вине выездного
персонала (случаев на 10 тыс. вызовов).

49. Первичная
медицинская помощь (ПМП), принципы,
характеристика служб, структура. Врач
общей практики, функции, организация
работы, взаимодействие с врачами-специалистами.
Концепция развития ПМП в Республике
Беларусь.

Перви́чная
ме́дико-санита́рная по́мощь (ПМСП) является
основой системы оказания медицинской
помощи и включает в себя мероприятия
по профилактике, диагностике, лечению
заболеваний и состояний, медицинской
реабилитации, наблюдению за течением
беременности, формированию здорового
образа жизни и санитарно-гигиеническому
просвещению населения.

а) профилактическая
направленность
— организация широкого спектра
социально-профилактических мероприятий,
направленных на сохранение здоровья
обслуживаемого населения, изучение и
по возможности вносения корректив в
условия его труда и быта.

б) доступность
— обеспечивается путем приближения
места работы врача к месту жительства
обслуживаемого населения, обеспечения
его надежной телефонной (пейджинговой)
связью, автотранспортом, позволяющими
оказывать прикрепленному населению
первичную медицинскую помощь в любое
время суток.

в) непрерывность
— в своей профессиональной деятельности
врач не ограничивается рамками
отдельного или частного эпизода
болезни, а занимается охраной здоровья
человека на протяжении значительных
периодов его жизни.

г) всеобщность
— врач оказывает медицинскую помощь
пациентам независимо от их возраста,
пола, вероисповедания, социального,
материального или служебного положения.

д) комплексность
— врач осуществляет не только лечебную
помощь и реабилитацию, но также
профилактику болезней и укрепление
здоровья обслуживаемого населения.

е) координация
— в необходимых случаях врач принимает
решения о направлении пациента к
соответствующему специалисту, организует
все виды квалифицированной медицинской
помощи и имеет право участвовать в
консультациях своих пациентов у
специалистов различного профиля. Врач
информирует население об имеющихся
службах здравоохранения, видах
оказываемой помощи и услуг, новых
перспективных методах лечения и
профилактики заболеваний, активно
отстаивает интересы пациентов при их
контактах с другими представителями
медицинской помощи.

ж) конфиденциальность
— врач и все медицинские работники
обязаны хранить не только врачебную
тайну, но и любые другие сведения из
жизни пациентов, что особенно важно
в условиях их компактного проживания,
а обслуживаемое население должно
быть полностью уверено в конфиденциальности
своих обращений (за исключением
случаев, предусмотренных действующим
законодательством РБ).

Представителем
ПМСП является врач
общей практики
— специалист, имеющий высшее базовое
медицинское образование по специальности
«лечебное дело», прошедший
дополнительное профессиональное
обучение, ориентированное на первичную
медико-санитарную помощь, и допущенный
к медицинской деятельности в порядке,
установленном законодательством РБ.

1. ФАП: около 2,5 тыс
в РБ

2. СВА

3. Сельские
участковые больницы

1. участковая сеть
поликлиник

2. женские
консультации

3. станции скорой
медицинской помощи

3. ЦГиЭ: 146 в РБ


4. дезинфекционные
станции

5. санитарно-контрольные
пункты

— оказание первичной
медико-социальной помощи населению в
соответствии с полученным сертификатом;

— санитарно-просветительная
работа (пропаганда здорового образа
жизни);

— профилактическая
работа (своевременное выявление ранних
и скрытых форм заболеваний, групп риска);

— динамическое
наблюдение;

— оказание срочной
помощи при неотложных и острых состояниях;


— своевременная
консультация и госпитализация в
установленном порядке;

— лечебная и
реабилитационная работа в соответствии
с квалификационной характеристикой;

— проведение
экспертизы временной нетрудоспособности
в соответствии с Инструкцией «О порядке
выдачи листков нетрудоспособности и
направления на МСЭ»;

— организация
медико-социальной и бытовой помощи
совместно с органами социальной защиты
и службами милосердия одиноким,
престарелым, инвалидам, хроническим
больным;

— оказание
консультативной помощи семье по вопросам
иммунопрофилактики, вскармливания,
воспитания детей, подготовки их к
дошкольным учреждениям, школе,
профориентации, планирования семьи,
этики, психологии, гигиене, социальных
и медико-сексуальных аспектов семейной
жизни;

— ведение утвержденных
форм учетной и отчетной документации.

Организация
работы врача общей практики

Формы организации
общеврачебной практики: одиночная
практика и групповая практика.

Одиночную практику
целесообразно использовать преимущественно
в сельской местности.

Групповую практику
наиболее целесообразной формой следует
считать в городах. Она дает возможность
более рационально организовать труд
врача и более полно удовлетворить
потребности населения в медицинском
обслуживании. В этом случае врачи общей
практики работают в территориальной
поликлинике.

С целью большей
доступности медицинской помощи для
населения на отдельных участках возможна
организация поликлиниками отдельных
офисов для врачей общей практики. Следует
считать предпочтительным, если врач
проживает в пределах обслуживаемого
участка.


Врач общей практики
может быть частнопрактикующим врачом
и обслуживать по договору с медицинским
учреждением прикрепленное население.

Главная из
особенностей сложившейся в республике
системы ПМП — оказание медицинской
помощи населению на таких принципах,
как общедоступность и бесплатность,
профилактическая направленность,
участковый принцип обслуживания
населения.

В результате
проведенного исследования выделены
основные направления развития ПМСП,
нашедшие отражение в концепции:

приоритетное развитие инфраструктуры
ПСМП, частичная передача функций
вторичного звена первичному и
перегруппировка ресурсов в рамках
системы здравоохранения; 

совершенствование управления системой
ПМСП;


дальнейшее улучшение организации ПМП
населению; 

оптимизация системы финансирования и
оплаты труда работников ПМСП; 

совершенствование обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения; 

улучшение лекарственного обеспечения
населения; 

развитие служб планирования семьи и
безопасного материнства, медико-генетических
центров.

Созданы
функциональные модели медицинского
персонала, оказывающего ПМП населению.
На их основе разработаны и переданы в
Министерство здравоохранения проекты
Положений: 

о враче общей практики; 

о медицинской сестре, работающей с
врачом общей практики; 

о фельдшере, работающем с врачом общей
практики; 

об акушерке, работающей с врачом общей
практики.

50.Организационная
структура и функции городской поликлиники.
Участково-территориальный принцип
поликлинического обслуживания.
Регистратура. Организация контроля за
качеством диагностики и лечения пациентов
на поликлиническом этапе оказания
медицинской помощи

Городская
поликлиника
— многопрофильная ЛПО, предназначенная
для осуществления в районе своей
деятельности широких профилактических
мер по предупреждению и снижению
заболеваемости и инвалидности;
диспансеризации населения; раннего
выявления больных; оказания консультативной,
квалифицированной и специализированной
медицинской помощи; проведения медицинской
реабилитации; формирования здорового
образа жизни.

Примерная
организационная структура городской
поликлиники.

1. Руководство
поликлиники.

Регистратура.

Отделение
профилактики

Лечебно-профилактические
подразделения: Терапевтические отделения,
включая стационар на дому. Процедурный
кабинет. Хирургическое отделение
(кабинет). Урологический кабинет.
Травматологическое отделение (кабинет)
с антирабическим кабинетом.
Офтальмологическое
отделение (кабинет). Оториноларингологическое
отделение (кабинет).

Неврологическое
отделение (кабинет). Кардиологический
кабинет. Ревматологический кабинет.
Эндокринологический кабинет. Онкологический
кабинет. Кабинет инфекционных заболеваний.
Стоматологическое отделение (кабинет).
Отделение ортопедической стоматологии
с зубопротезной лабораторией.
Дерматовенерологический кабинет.

Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.

2. СВА

3. ЦГиЭ: 146 в РБ

Регистратура.

6
Детское отделение.


7.Вспомогательно-диагностические
подразделения (клинико-диагностическая
лаборатория, отделение лучевой
диагностики, рентгенологический кабинет,
флюорографический кабинет,
кабинет ультразвуковой диагностики,
отделение
(кабинет) функциональной диагностики,
эндоскопический кабинет).

8. Централизованная
стерилизационная.

9. Кабинет медицинской
статистики.

10.
Административно-хозяйственная часть
(бухгалтерия, отдел кадров, кабинет
юриста, кабинет инженера по гражданской
обороне, кабинет инженер по охране труда
и технике безопасности, архив).

1)
оказание первой и неотложной медицинской
помощи пациентам при острых и внезапных
заболеваниях, травмах, отравлениях и
других несчастных случаях;

2)
своевременное и квалифицированное
оказание амбулаторной помощи в
соответствии с установленными объемами
и стандартами;

3)
оказание врачебной помощи на дому
пациентам, которые по состоянию здоровья
и характеру заболевания не имеют
возможности посетить поликлинику,
нуждаются в постельном режиме,
систематическом наблюдении или решении
вопроса о госпитализации;

4)
раннее выявление заболеваний,
квалифицированное и в полном объеме в
соответствии со стандартом обследование
больных и здоровых, обратившихся в
поликлинику;

5)
оказание лечебно-профилактической и
реабилитационной помощи в условиях
дневного стационара и стационара на
дому;

6)
своевременную госпитализацию лиц,
нуждающихся в стационарном лечении, с
предварительным обследованием их на
догоспитальном этапе в соответствии
со стандартами обследования;

7)
все виды профилактических осмотров
(предварительных при поступлении на
работу, периодических, целевых и др.);

8)
диспансеризацию здоровых и больных лиц
в соответствии с действующими
инструктивными документами;

9)
раннюю медицинскую реабилитацию больных;

10)
противоэпидемические мероприятия
(совместно с центрами гигиены и
эпидемиологии): прививки, выявление и
госпитализация инфекционных больных,
динамическое наблюдение за контактами
с инфекционными больными и реконвалесцентами;

11)
проведение лечебно-диагностических
мероприятий по выявлению туберкулеза,
заболеваний передающихся половым путем,
своевременную передачу информации о
выявленных больных в соответствующие
медицинские организации;

12)
экспертизу временной и стойкой
нетрудоспособности больных, выдачу
листков нетрудоспособности и трудовых
рекомендаций;

13)
отбор на медицинскую реабилитацию на
санаторно-курортном этапе, направление
на МРЭК лиц с признаками стойкого
ограничения жизнедеятельности;

14)
гигиеническое воспитание населения;

15)
проведение медицинской реабилитации
больным с нарушениями функций,
ограничениями жизнедеятельности и
социальной недостаточностью;

16)
мероприятия по повышению квалификации
врачей и среднего медицинского персонала;

17)
осуществление деятельности по привлечению
внебюджетных средств в соответствии с
действующим законодательством;

18)
учет деятельности персонала и структурных
подразделений поликлиники, составление
отчетов по утвержденным формам и анализ
статистических данных, характеризующих
работу поликлиники.

Ведущим организационным
принципом, на основе которого строится
деятельность поликлиники, является
участково-территориальный
принцип.
Вся территория обслуживания делится
на участки, за каждым участком закреплен
участковый
врач-терапевт.
В соответствии с государственными
социальными стандартами обеспеченности
населения врачами на одного участкового
врача-терапевта приходится 1700 человек
взрослого населения.

Вместе с тем,
численность населения, прикрепленного
для обслуживания к врачу-терапевту
участковому, устанавливается заведующим
отделением или главным врачом в
соответствии с действующими нормативами
и учетом половозрастного состава и
плотности населения участка, сложившейся
посещаемости и других факторов.

а) территориальные
— терапевтические, акушерские,
педиатрические

б) цеховой

в) сельский врачебный
— имеет радиус обследования до 10 км,
включает ФАП, врачебную амбулаторию,
участковую больницу.

г) приписной

Приемы в поликлинике
и посещения на дому терапевтом ведутся
в соответствии с графиком, который
должен обеспечить доступность медицинской
помощи, в том числе в праздничные и
выходные дни. В графике предусмотрены
часы амбулаторного приема больных,
помощь на дому, профилактическая и
другая работа.

Регистратура
поликлиники обеспечивает
управление потоком пациентов в
поликлинике, хранение и выдачу медицинской
информации о пациенте в виде «Медицинских
карт амбулаторного больного» или
полученной в результате автоматизированного
учета. Непосредственное руководство
работой регистратуры городской
поликлиники осуществляет старшая
медицинская сестра регистратуры.

1) обеспечение
предварительной и неотложной записи
пациентов на прием к врачу как при их
непосредственном обращении в поликлинику,
так и по телефону;

2) обеспечение
четкого регулирования интенсивности
потока пациентов с целью создания
равномерной нагрузки врачей и распределения
его по видам оказываемой помощи;

3) обеспечение
своевременного подбора и доставки
медицинской документации в кабинеты
врачей, правильное ведение и хранение
картотеки поликлиники.

1) информацию
населения о времени приема врачей с
указанием дней и часов приема, номеров
кабинетов;


3) информацию о
порядке работы поликлиники;

4) запись на прием
к врачам поликлиники и регистрацию
вызовов врачей на дом. Направляет в
установленном порядке обратившихся в
поликлинику на флюорографическое
обследование и на профилактические
осмотры; дает информацию о платных
медицинских услугах;

5) подбор медицинских
карт амбулаторных больных, записавшихся
на прием или вызвавших врача на дом;
доставку медицинских карт в кабинеты
врачей;

6) оформление
листков и справок временной
нетрудоспособности, подтверждение
соответствующими печатями выданных
пациентам справок, направлений, рецептов
и выписок из историй болезни, строгий
их учет и регистрацию в специальных
журналах или банках данных на ПЭВМ;

Организация
конироля диагностики и лечения

Основной отчетной
формой, отражающей деятельность
медицинской организации, является
«Отчет
лечебно-профилактической организации».Эту
форму составляют ЛПО организации всех
профилей для взрослых и детей и
представляют вышестоящему органу
управления здравоохранением, Министерству
здравоохранения и далее Министерству
статистики и анализа в установленные
сроки.

Паспортная часть.

— охват
профилактическими осмотрами

— структура
осмотренных лиц по группам диспансерного
наблюдения

— охват целевыми
профилактическими осмотрами на туберкулез

Посещение
— контакт лица, обратившегося за
медицинской помощью, консультацией,
получением медицинского заключения
или по другому поводу, с врачом в
амбулаторно-поликлиническом учреждении
(подразделении) или средним медицинским
работником (на здравпункте или
фельдшерско-акушерском пункте) в часы,
предусмотренные графиком работы для
приема в учреждении или оказания помощи
на дому.

Постановлением
Минздрава РБ от 13.12.2007г. №161 утверждены
отраслевые нормы
времени обслуживания взрослого населения
врачами
государственных организаций (подразделений)
здравоохранения, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую помощь,
финансируемых за счет средств бюджета.

Экстренно по острой
боли без записи


Самозапись к врачу
через регистратуру

Чтобы
установить план посещений для поликлиники
необходимо провести
расчет годового бюджета рабочего времени
для
врачей, оказывающих амбулаторно-поликлиническую
помощь, определить
число посещений в поликлинике и на дому
в расчете
на одну врачебную должность.

В
качестве норматива нагрузки для врачей
амбулаторного приема устанавливается
плановая функция врачебной должности.

Функция
врачебной должности
— расчетный норматив годовой нагрузки
на одну врачебную должность (по
определенной специальности),
выраженный плановым числом врачебных
посещений в год
в пределах годового баланса рабочего
времени по данной должности.
В нормативе должна учитываться
гарантированная бесплатная
медицинская помощь (платные услуги не
включаются).

1) годовой бюджет
рабочего времени, выраженный в часах
(рассчитывается по каждой врачебной
должности) в зависимости от установленной
продолжительности рабочей недели (5-ти
или 6-дневной);

2) нормы нагрузки
(обслуживания) на 1 час работы по каждой
врачебной должности: посещение по поводу
заболевания или для профилактического
осмотра, консультативный прием, посещение
на дому и др.;

3) утвержденный
руководителем медицинского организации
график работы врачей, оказывающих
амбулаторно-поликлиническую помощь
(время приема в поликлинике, время для
обслуживания пациентов на дому, время
для проведения профилактических
осмотров, время для выполнения амбулаторных
хирургических операций и
лечебно-диагностических манипуляций,
для выездных форм обслуживания пациентов
и др.).

Плановая функция
врачебной должности рассчитывается
как произведение расчетной нагрузки
врача-специалиста в час и планового
количества рабочих часов за год. В
соответствии со статьей 87 Трудового
Кодекса Республики Беларусь нормы
времени на обслуживание населения
определяются по согласованию с профсоюзным
комитетом на основании хронометража
рабочего времени и конкретных условий
работы специалистов (компактность и
отдаленность участков, обеспечение
транспортом и др.).

Исходя из установленных
норм времени рассчитывается средняя
норма нагрузки (среднее число посещений
на 1 час) по каждой должности
врача-специалиста. Для участкового
врача-терапевта расчетная нагрузка при
приеме в поликлинике составляет около
4,5 посещений в час, при приеме на дому —
около 2 посещений в час.

Введение

V. Предметные средства гигиенического воспитания

Средства ГВ,
представляющие собой реальные
(«натуральные») предметы, имеющие
отношение к здоровью: посуда, средства
ухода за кожей; обеспечения чистоты
помещения; спортивные снаряды, лекарства;
предметы ухода за больными и т.д. Также
относятся кукольные персонажи,
используемые в целях формирования у
детей с точки зрения здоровья позитивного
поведения (например, Айболит ― в России).

Формы ГВ:
показывают как, каким образом осуществляется
воплощение методов.

1. Индивидуальные:
беседа;консультирование; телефонное
консультирование;личная корреспонденция
— общение посредством обмена письмами.

―однородностью
возрастного, профессионального состава,
наличием обратной связи и т.д. Оптимум
― 15-20 человек. В процессе группового
общения устная речь может быть дополнена
изобразительными средствами, печатными
изданиями, использованием компьютерной
техники.

а) Групповая
беседа

б) Беседа за
круглым столом: Обсуждение
группой специалистов конкретных вопросов
в присутствии слушателей.

в) Дискуссия; г)
Клубы здоровья; д) Демонстрация видеозаписи
по вопросам здоровья; е) Игра

ж) Практическое
занятие: Организация
выполнения обучаемыми упражнении,
предусматривающих практическое
применение полученных теоретических
знаний (занятие по уходу за больными,
по оказанию 1-й медицинской помощи,
самообследование).

з) Занятие по
решению задач

к) Урок по охране
и укреплению здоровья. Используется
в школах.

л) Курсовое
гигиеническое обучение
— проведение специалистами цикла занятий
по специальной программе с целью
систематического изложения знаний по
определенной тематике и формированию
практических умений (например, среди
беременных, работников промышленных
предприятий, с/х и т.д.).

3. Массовые формы:
Лекция, Радиопередача, Телепередача,
Демонстрация фильмов по вопросам
здоровья, Театрализованное представление,
Массовая оздоровительная кампания
— праздники, дни здоровья.

Особенности
организации и основные направления
работы врача-валеолога детской
поликлиники. Комплексные
социально-гигиенические и организационные
мероприятия, направленные на сохранение
и укрепление здоровья детей и подростков.
Межотраслевое взаимодействие по вопросам
формирования здорового образа жизни с
управлением образования и
социально-педагогическими центрами,
центрами гигиены, эпидемиологии и
общественного здоровья, внешкольной
работы района и отдельными специалистами
(врачами-наркологами, психотерапевтами,
социальными педагогами школ).

Организация
и проведение «Единых дней здоровья» и
«Школ здоровья», информационно-методических
дней, работа со средствами массовой
информации. Проведение социологических
исследований. Особенности организации
работы по формированию здорового образа
жизни среди детей и подростков. Оказание
помощи в создании здоровьесберегающих
условий жизнедеятельности детей и
подростков. Оценка эффективности
здравосозидающей деятельности
образовательных учреждений.

47. Скорая
медицинская помощь (СМП): определение,
задачи, принципы, организация службы.
Факторы, определяющие уровень обращаемости
населения за СМП. Преемственность и
взаимосвязь в работе организаций скорой
медицинской помощи с другими организациями
здравоохранения. Служба скорой
(неотложной) медицинской помощи в
сельском районе.

СМП
– вид
медицинской помощи, оказываемой гражданам
при заболеваниях, несчастных случаях,
травмах, отравлениях и других состояниях,
требующих срочного медицинского
вмешательства.

Организация и
оказание смп заболевшим и пострадавшим
на месте происшествия и во время их
транспортировки в стационары

Проведение
систематической работы по совершенствованию
профессиональных знаний, практических
навыков медперсонала


Развитие и
совершенствование организационных
форм и методов оказания смп населению,
внедрение современных медицинских
технологий, повышение качества работы
медперсонала.

Полная доступность
СМП для населения

Оперативность в
работе и своевременность оказания всех
видов медицинской помощи

Высокая квалификация
персонала и необходимый объем оказания
помощи

Обеспечение
госпитализации в соответствующие
медучреждения.


Прием вызовов и
передача их выездным бригадам
осуществляется фельдшером (медсестрой)
по приему и передаче вызовов оперативного
отдела (диспетчерской) станция скорой
медпомощи.

Пострадавшие
(больные), доставленные бригадами скорой
медпомощи, должны быть безотлагательно
переданы дежурному персоналу приемного
отделения стационара с отметкой в «карте
вызова» времени их поступления.

В целях координации
ЛП работы, улучшения преемственности
в обслуживании больных администрация
станции проводит регулярные совещания
с руководством ЛПУ, расположенных в
зоне обслуживания.

Станция СМП не
выдает документов, удостоверяющих
временную нетрудоспособность и
судебно-медицинских заключений, не
проводит экспертизу алкогольного
опьянения.

Дает устные справки
при личном обращении населения или по
телефону о месте нахождения больных и
пострадавших.

— оперативный отдел
(диспетчерская);

— отдел по
госпитализации;

— организационно-методичекий
отдел.


Станция расположена
так, чтобы расчётное время не превышало
15 мин. (~ радиус 7 км.), подчиняются станции
скорой медицинской помощи отделам
здравоохранения. В сельской местности
— главному врачу центральной районной
больницы (ЦРБ). Для села — нормативное
время ~ 30 мин.

1) Бригады — перевозки.
Они бывают акушерские и перевозки общего
назначения. На ней работают фельдшера.

2) Линейные бригады
(врач, фельдшер, санитар).

3) Специализированные
бригады — они направляются, как правило,
по вызову врача линейной бригады скорой
медицинской помощи (расчитаны на
население более 100 тыс. населения).
Состав: 2 врача специалиста, 2 средних
медицинских работника, санитар.

3.1. Бригада
интенсивной терапии (БИТ) кардиологическая
(на западе — «штурмовая»);

3.2. психиатрическая;

3.3. неврологическая;

3.4. педиатрическая;


3.5. реанимационная.

Факторы,
влияющие на обращаемость.

— демографическая
структура населения;

— типы патологии;

— тип населённого
пункта;


— климатические
факторы.

— уровень санитарной
грамотности населения;

— организация и
качество работы поликлинической помощи;

— общая политика
здравоохранения проводимая в отношении
развития службы СМП.

Преемственность
и взаимосвязь СМП существует с многими
ЛПУ в число которых входят поликлиники
и стационары, а так же отделениями
милиции, службами ГАИ и пожарной охраны

В
целях рационального распределения
потока больных постационарам станция
скорой и неотложной медицинской помощи
должнаиметь информацию о наличии
свободных мест в больницах, роддомах
идругих лечебно-профилактических
учреждениях, для чего систематическиполучает
от них сведения о наличии свободных
мест.

СМП в сельской
местности

В зависимости от
характера расселения сельских жителей,
расположения лечебно-профилактических
учреждений, состояния дорог, наличия
транспортных средств, климатогеографических
условий в настоящее время используются
разные формы организации скорой и
неотложной медицинской помощи сельскому
населению.

Приложение N 2. Технологии лечения больных в дневном стационаре на базе амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений

Организация дневных стационаров на базе больничных учреждений позволяет более широко и эффективно использовать ресурсные возможности больничных учреждений, структурировать коечный фонд по степени интенсивности лечения: ДС для более легкого контингента больных и стационар круглосуточного пребывания для более тяжелых больных, имеющих осложненные формы течения заболевания и требующих круглосуточного наблюдения и лечения.

Проведенный анализ основных показателей деятельности ДС в ряде регионов РФ показал, что организационные формы работы ДС на базе больничных учреждений строятся в основном по типу коек долечивания в профильных отделениях стационаров. Реже ДС организуются как самостоятельные структурные подразделения на базе больничного учреждения с выделением помещения и штатов.

Режим работы таких ДС, как правило, строится в одну смену.Определенный «Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью» норматив дней работы СЗФ еще не определяет экономическую эффективность использования коечного фонда стационаров, так как организация ДС, как коек долечивания на базе больниц в лучшем случае дает только экономию затрат на питание больных.

Предложенная нами организационно-функциональная модель ДС как самостоятельного структурного подразделения на базе больничного учреждения позволяет более экономно расходовать финансы больничных учреждений. Стоимость лечения больных в ДС как самостоятельного структурного подразделения почти в 2 раза меньше, чем в одноименном отделении стационара за счет: сокращения ночных дежурств врача, среднего и младшего медицинского персонала, а также сокращения штатной должности буфетчицы и расходов на питание больных.

В условиях работы ДС в 2 смены стоимость лечения одного больного еще меньше в связи с тем, что стоимость одной койко-смены по статьям расходов (хозяйственные, прочие, капитальный ремонт) будет еще меньше.В процессе организационного эксперимента нами апробирована организационно-функциональная модель дневного стационара как самостоятельного структурного подразделения на базе городской больницы.

Построение организационно-функциональной модели ДС на базе больничного учреждения включало 2 этапа. На 1-м этапе (1997 — 1998 годы) в условиях эксперимента отработаны организационные формы работы ДС, разработано положение о ДС, функциональные обязанности медицинского персонала, определен перечень показаний и противопоказаний лечения больных, разработаны технологии лечения больных в ДС.

2-й этап исследования (1998-1999 годы) включал нормирование труда врача ДС, определение численности больных, обслуживаемых врачом ДС; расчет потребности в койках для ДС как самостоятельного структурного подразделения и коек ДС для долечивания и оценку эффективности деятельности ДС.Экспериментальной базой исследования являлся дневной стационар на базе ГБ N 1 г.

Твери на 30 коек (терапевтические, неврологические и хирургические). В условиях организационного эксперимента отработан режим работы ДС в 2 смены. В составе ДС имелись кабинеты врача и старшей медицинской сестры, процедурная, 5 палат по 6 коек и другие подсобные помещения. Штаты ДС включали 3,5 должности врачей, 7,5 должности средних медицинских работников и 7,0 должностей младшего медицинского персонала.

Заведующий ДС и врачи являлись врачами общей практики, которые прошли специальное обучение и имели сертификаты. Кроме того, для работы в ДС привлекались врач-хирург и врач-невропатолог (по 0,25 должности каждый). Оплата труда врачей ДС осуществлялась в соответствии с должностным окладом.В 1998 году в ДС закончили лечение 1232 больных, в числе которых 45% составили мужчины и 55% женщины.

По возрастному составу основное большинство лечившихся (69%) составили лица трудоспособного возраста до 60 лет, 19% — лица до 70 лет и 12% лица 70 лет и старше.Из числа закончивших лечение в ДС 38% составили больные с сердечно-сосудистой патологией; 22,5% — с болезнями органов пищеварения; 11,1% больных с болезнями органов дыхания;

9,7% — проходили лечение по поводу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани; 5,7% — по поводу психических расстройств; 5,2% — страдали болезнями мочеполовой системы; 1,5% — болезнями крови и кроветворных органов и др.В числе больных, лечившихся в ДС по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, почти 1/3 составили лица, страдающие гипертонической болезнью, несколько меньше ишемической болезнью сердца, стенокардиями и др.

По поводу болезней органов пищеварения наибольшую долю составили больные с хроническими гастритами, язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и меньше было число лечившихся по поводу болезней печени, желчного пузыря, язвенной болезни желудка и др.В классе болезней органов дыхания основное число лечившихся было с хроническими и острыми бронхитами, бронхиальной астмой.

Имело место лечение или долечивание в ДС больных с острой пневмонией и др. В классе психические расстройства основную долю составила нейроциркуляторная дистония. Болезни мочеполовой системы в основном составили инфекционные заболевания почек и мочеточников.Анализ объема и характер работы ДС показал, что на каждые 100 лечившихся больных 84 получили внутривенные капельные инфузии и внутривенные инъекций;

94 — внутримышечные и подкожные инъекции; 10 — таблетированные препараты и др. Всем больным в ДС были проведены лабораторные обследования, 37% сделано УЗИ; 7% -рентгеноскопия и 18% получили восстановительное лечение.Медицинская эффективность организации ДС в больницах подтверждается социологическими опросами больных.

Все опрошенные высказали удовлетворение этой формой работы и считали ее более удобной для себя в социальном плане.Эффективность лечения больных в ДС подтверждается тем, что 96% больных были выписаны из ДС с улучшением, 3% — с выздоровлением и только у 1 % больных состояние здоровья осталось без перемен.

Средняя длительность лечения в стационаре дневного пребывания составила 15,1 дня, что несколько ниже сроков лечения в терапевтическом отделении стационара.В процессе исследования было проведено нормирование труда врача ДС с целью спроектировать норматив должности врача ДС по специальности «врач общей практики».

Результаты исследования показали, что нагрузка на одного врача ДС составит 25 больных в койко-смену.Результаты исследования послужили основой для расчета потребности в коечном фонде ДС, которая осуществлялась раздельно для ДС как самостоятельного структурного подразделения на базе стационара, так и потребность в отдельных койках в структуре больничных отделений (терапевтического, неврологического, хирургического и эндокринологического).

Расчетный показатель потребности взрослого населения в койках ДС 4 вышеназванных профилей составил 5,2 на 10 тысяч населения (в их числе в ДС как самостоятельного структурного подразделения 4,9 и ДС долечивания — 0,3 койки на 10 тысяч населения).Развитие стационарозамещающих форм медицинской помощи предопределяется региональными особенностями: инфраструктурой расселения, развитием транспортных путей сообщения и др.

, в связи с чем необходима корректировка показателей результатами социологических опросов больных.В процессе организационного эксперимента нами был рассчитан экономический эффект от организации ДС на базе больничных учреждений при разных формах их организации. Базой исследования являлась ГБ N 6 г.Твери.

Рассчитывался экономический эффект от организации:- дневного стационара как самостоятельного структурного подразделения на базе ГБ, с выделением помещения и штатных должностей для госпитализации в них первичных больных, направленных поликлиникой;- коек ДС на базе профильных отделений стационара с целью обследования или долечивания больных с использованием современных технологий при условии, что медицинские показания и социальные факторы позволяют больным ежедневно приезжать в больничное учреждение.

Такие больные не нуждаются в обязательном питании и даже могут не нуждаться в специально выделенной койке и белье, для них нужна комната отдыха.Результаты экспертных оценок обоснованности использования коечного фонда стационаров установили, что 14,6% из числа госпитализированных больных могли лечиться или долечиваться в ДС.

С целью расчетов реальной потребности в коечном фонде ДС на базе больничных учреждений нами учтены результаты социологических опросов госпитализированных больных, которые показали, что 39,9% больных не могли лечиться в ДС по ряду причин, признанных нами объективными. В числе таких объективных причин были в основном трудности для больного ежедневно приезжать на лечение в ДС.

Экспертиза установила, что в 6,2% от общего числа койко-дней, проведенных больными в стационаре, лечение могло быть проведено в условиях ДС. Экономический эффект от внедрения ДС как самостоятельного структурного подразделения на базе больницы составил 58,4 тыс. рублей (1,2%). Экономия складывалась за счет упразднения ночных дежурств медицинского персонала, расходов на питание больных, сокращение должности буфетчицы.

Экономический эффект от организации коек ДС на базе профильных отделений стационара (терапевтического, хирургического, неврологического и эндокринологического) составил 20 тысяч рублей (0,4%). Формируется он за счет экономии расходов на питание больных.Суммарный экономический эффект от организации ДС, включающий данные экспертных оценок, составил 667,04 тыс.руб.

, что составило 13,6% от текущих и годовых расходов на содержание коечного фонда.Разработанная и апробированная в ходе эксперимента организационно-функциональная модель дневного стационара как самостоятельного структурного подразделения на базе городской больницы может быть рекомендована для внедрения в практику здравоохранения.

При организации и планировании работы дневного стационара на базе больничного учреждения рекомендуется пользоваться предложенной организационной структурой, режимом работы ДС, нормами нагрузки врача, а также расчетными показателями потребности населения в койках ДС как самостоятельного структурного подразделения на базе больничных учреждений, так и коек ДС в структуре профильных отделений больницы.

Необходимо изменить порядок финансирования ДС. С этой целью должны быть разработаны тарифы по медицинским услугам в ДС, включающие в себя все осуществляемые затраты по соответствующим статьям бюджетной классификации.Расчет может быть проведен либо по сумме оказываемых медицинских услуг в соответствии с утвержденным «Классификатором простых медицинских услуг», либо из расчета 1 койко-дня, либо из расчета стоимости лечения больных при определенных заболеваниях.

Объем медицинских услуг должен финансироваться за счет ОМС.Учитывая, что режим работы ДС, как правило, строится в 2 смены, а лечение в нем является значительно менее затратным, чем в стационаре круглосуточного пребывания, при этом достигается результат увеличения числа пролеченных больных и сокращение круглосуточного коечного фонда.

Снижение затрат на лечебно-диагностический процесс должно привести к экономии денежных средств с учетом подушевого финансирования. Эти средства могут быть использованы на внедрение новых современных медицинских технологий, подготовку специалистов и внедрение экономических методов стимуляции их труда.

III. Изобразительно-речевые средства

Основные формы
первичной медицинской документации,

используемые в
поликлиниках

№ формы

Наименование
формы

Срок хранения

025/у-87

Медицинская
карта амбулаторного больного

25 лет

030/у

Контрольная
карта диспансерного наблюдения

5
лет

131/у-Д

Карта
учета диспансерного наблюдения

5
лет

052/у

Карта
профилактических флюорографических
обследований

1
год

064/у

Журнал
учета профилактических прививок

3
года

025-4/у

Талон
на прием к врачу

до
конца года

040/у

Карточка
предварительной записи на прием к
врачу

1
год

031/у

Книга
записи вызовов врача на дом

3
года

025-2/у

Статистический
талон для регистрации заключительных
(уточненных) диагнозов

до
конца года

039/у-88

Ведомость
учета посещений в поликлинике
(амбулатории), диспансере, консультации,
на дому

1
год

025-6/

у-89

Талон
амбулаторного пациента

1
год

Кабинет
медицинской статистики

Существует в каждом
лечебном учреждении. В нем работает
статист, который на
основании сведений, представляемых
врачами и средним медицинским персоналом,
а также поступивших из других учреждений
здравоохранения получает информацию
о посещениях к врачам, о заболеваниях
пациентов, диспансеризации, выписанных
льготных рецептах, вызовах скорой
медицинской помощи, случаях госпитализации
в стационары и другие сведения о
пациентах.

1) изучение состояния
здоровья населения, анализ количественных
характеристик общественного здоровья.

2) выявление связей
между показателями здоровья и различными
фак­торами природной и социальной
среды, оценка влияния этих фак­торов
на уровни здоровья населения.

3) изучение
материально-технической
базы здравоохранения.


4) анализ деятельности
лечебно-профилактических учреждений.

5) оценка эффективности
(медицинской, социальной, экономической)
проводимых лечебных, профилактических,
противоэпидемических мероприятий и
здравоохранения в целом.

6) использование
статистических методов при проведении
клинических и экспериментальных
медико-биологических исследований.

52. Профилактическая
работа в поликлинике, на участке ее виды
и формы. Роль кабинета инфекционных
болезней в поликлинике, связь с центром
гигиены и эпидемиологии. Отделения
профилактики и реабилитации.

Профилактика
— составная часть медицины, система мер
по предупреждению болезней, сохранению
здоровья, увеличению продолжительности
жизни.

Отличительная
особенность медицинской помощи,
оказываемой в поликлиниках, —сочетание
лечебной и профилактической работы в
деятельности всех врачей этого учреждения.

6) Низкая обеспеченность специалистами

1.  Самостоятельные
станции скорой медицинской помощи,
обслуживающие жителей районного центра,
жителей периферии района с филиалами
на базе участковых больниц.

2.  Отделения
скорой и неотложной медицинской помощи
при ЦРБ.

Неотложная и скорая
медицинская помощь на СВУ осуществляется
медицинским персоналом участковой
больницы в порядке круглосуточного
дежурства, устанавливаемого главным
врачом.


Ввиду ограниченных
штатов в участковых больницах дежурный
персонал по оказанию скорой медицинской
помощи может находиться на дому с правом
сна, но не может отлучаться из дома без
разрешения главного врача больницы.

В населенных
пунктах с численностью жителей до 50
тысяч организуются отделения скорой
медицинской помощи в составе городских,
центральных районных и других больниц.

Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.

2. СВА

3. ЦГиЭ: 146 в РБ

Регистратура.

б) цеховой

г) приписной

Паспортная часть.

1) показатель
укомплектованности медицинским
персоналом (врачами, средним медицинским
персоналом)


2) коэффициент
совместительства

— число процедур
(по видам) на 100 посещений поликлиники
или на 100 выбывших из стационара;

— число процедур
(по видам) на одного пролеченного в
отделении (кабинете);

— структура процедур
по видам и др.

— число исследований
(по видам) на 100 посещений поликлиники
или на 100 выбывших из стационара

— число исследований
(по видам) на одного пролеченного в
отделении)

— структура
исследований по видам

— удельный вес
сложных видов исследований и
специализированных исследований


— число исследований
на одну занятую должность врача, нагрузка
врача отделения и др.

Отчет подписывает
руководитель лечебно-профилактической
организации (главный врач) и лицо,
ответственное за составление отчета.

Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.

— средняя
численность населения на одном участке

— распределение
посещений поликлиники по виду обращения

— среднечасовая
нагрузка врача на приеме в поликлинике

— среднечасовая
нагрузка врача по обслуживанию на дому